Международный фестиваль "Кино - Детям"
Вы находитесь здесь: Главная > XX Международный фестиваль "Кино - детям", Новости > «Сегодня дети — завтра народ»

«Сегодня дети — завтра народ»

«Дерево не просто благородный замысел природы, но замысел,
призванный намекнуть нам на желательную форму нашей души,
то есть такую форму, которая позволяет, крепко держась за
землю, смело подыматься к небесам …»
Фазиль Искандер

В апреле 2015 года в Самаре прошел XX Международный фестиваль «Кино – детям». Я попытаюсь рассказать об удивительном кинофестивале для детей, на котором я был в качестве гостя, поделиться тем что увидел и тем, о чем думалось, о чем размышляли участники и устроители фестиваля…
Фестиваль — это всегда большое событие, праздник и огромный труд, людей, занимающихся очень нужным и значительным делом. Вот уже двадцать лет…
Первое, что видят гости фестиваля, это радужная атмосфера и приветливые лица красивых людей, и много, много детей от дошкольного возраста до студентов вузов. Фестиваль работает как отлаженный часовой механизм, все четко. Фестивальная жизнь в центре событий города и области. Знакомства с новыми людьми, которым нравится то же, что и вам. Это всегда интересно, когда ты встречаешься с теми, чьи глаза светятся любовью к своему делу и счастьем праздника детского кино!
Десятки кинотеатров, площадок в школах и вузах, сельских клубах и детских домах, в филармоническом зале, мастер-классы и творческие встречи… В прошлом году фестивальные фильмы посмотрело сорок восемь тысяч детей. За пять дней! Не только посмотрели, но и обсудили. Это ли не рекорд преданности детскому кинематографу, при том, что у нас снимается очень мало фильмов детской и молодежной тематики. Составить международную программу детского кинофестиваля это колоссальная работа. У страны должно быть прекрасное будущее, потому что у России прекрасные, талантливые дети. На протяжении всего фестиваля подобные мысли не покидали меня. Мы, взрослые, ощущали себя выросшими детьми. А дети вели себя по-детски непосредственно, но и как будущие взрослые. И жить нам надо, взявшись за руки, вести наших детей в жизнь, будущую, сложную, но прекрасную… Праздник кино! Традиции семейного культурного досуга. Праздник для наших детей и их родителей, но и большой, многоплановый урок. Урок истории, урок постижения жизни, процесс прояснения каких-то новых смыслов в сердцах и головах наших детей. Художественный и смысловой стержень программ — нравственно-здоровое начало – это очень важно, когда кино делается людьми, ощущающими растущего человека, стремящимися найти путь к его сердцу.
Наблюдая в зрительных залах, как дети смотрят кино, как реагируют на разговор с ними, понимаешь, что дети знают и чувствуют больше, чем мы думаем, чувствуют внутреннее отношение к себе. Они впитывают смысл фильмов, то, что слышат и видят, может быть, впервые в жизни. Фестиваль — мощный популяризатор кино среди детей всех возрастов. А фильм – это повод поговорить с ребенком, открыть ему свои эмоции и мысли, услышать его, вступить в диалог с ним. У детей хорошо развита интуиция. Они более оптимистичны, больше фантазируют. Дети – это надежда, надежда на то, что они будут умнее нас, надежда на будущее мира без войн. Воздействие киноискусства духовно-нравственной направленности сегодня недооценено. Кинофестиваль всеми возможностями и средствами напоминает нам об этом и показывает, показывает кино для детей…
Из бесед с родителями и детьми – зрителями и участниками фестиваля: «Что ещё я могу сделать полезного окружающим? Сажать деревья, вешать кормушки и скворечники, помогать старым людям, заботиться о родителях… Пусть это небольшие дела, но в них заключена моя забота об окружающих меня людях, о природе. Ведь не зря говорят: «Маленькое дело лучше большого безделья». Приятно дарить людям добро, это приносит радость. Мне кажется, что, делая добро, я сам становлюсь добрее. А разве может быть плохое будущее у доброго человека? Часто от взрослых можно услышать фразу: «Дети — наше будущее». Наверное, каждый по-своему понимает её. Каждый ребенок продолжает свой род. И поэтому сегодняшние дети завтра станут взрослыми, а потом родителями. Во многих семьях родители стараются воспитывать своих детей трудолюбивыми, умными, честными, отзывчивыми. Дети как зеркало — отражают настоящее своих родителей в будущем. От чего же зависит будущее детей? Я думаю, что прежде всего будущее детей зависит от их воспитания. Если ребенок растет настоящим хозяином, то его будущее будет прекрасным. Каким же будет наше будущее? Хочется видеть его светлым, счастливым и безоблачным. А ещё будущее зависит от самих детей, то есть от нас. Среди нас есть разные личности. Те, которые думают о будущем, и те, которые живут только сегодняшним днем. Если дети будут думать о будущем, они будут стараться сделать его лучше …»
Эффект фестиваля «КИНО – ДЕТЯМ» и в том, что многие фильмы, в частности, документальные фильмы о Великой Отечественной Войне, о людях, о судьбе конкретного человека, о родной природе оставили след в детских душах. Нашим детям в кинотеатральном прокате и в школах, практически, не показывают отечественные документальные и просветительские фильмы, не учат понимать язык киноискусства. Прорехи, зачастую невосполнимые. Пустоты заполняет безразборчивый интернет и различные компьютерные страшилки. Что творится с детской формирующейся душой, психикой, как проходит взросление маленького человека? Хорошее кино формирует вкус, кругозор, мировоззрение, эстетическое понимание действительности …
Как восполнить эти пробелы кинообразования в школе и в вузе, думают устроители и гости фестиваля «КИНО – ДЕТЯМ» …
В рамках XX Международного фестиваля «Кино — детям» состоялась научно-практическая конференция «Документальное кино — в школы». В конференции приняли участие известные кинематографисты, представители Российского государственного архива кинофотодокументов, а также работники образования и культуры Самарской области.
Документальное и просветительское кино – это дополнительный ресурс непрерывного образования. В наши дни эта проблема находится, на мой взгляд, в критическом положении. Именно так можно охарактеризовать современную ситуацию. То, что, в стране выпускается немало документальных фильмов, совершенно не отражает реального положения вещей. Общеизвестно, насколько визуальное восприятие сильнее восприятия на слух, особенно для современных детей, живущих в мире визуальной информации. Большой интерес у учащихся вызывают зрелищные – на документальной основе – фильмы, построенные с использованием современных компьютерных технологий. А учебных и просветительских, прикладного характера, фильмов создается крайне мало. В России только средних школ более 56 тысяч! Цифровая видео- и компьютерная технология в современном мире находится на высоком уровне, и в этом подтверждение, что многие учебные, научно-популярные и просветительские фильмы создаются за границей. Наши дети смотрят американское и европейское кино про их историю, про их жизнь… Содержания, а тем более глубокого, воспитательного, как мы привыкли с советских времен — нет. Интерес к документальному, в широком понимании этого вида кинематографа, в детской зрительской аудитории есть. Это подтверждает фестиваль. Чем дальше, тем больше. Но это в случае, когда доступность фильмов будет системно и практически обеспечена. Люди смогут увидеть хорошее кино, поймут, что именно это кино проявляет глубинные смыслы жизни. Что наше кино отвечает на запросы сегодняшнего дня, побуждает к размышлению, оно про нас и про наши проблемы.
На конференции обсуждалось, каким образом определить форму внедрения документального кино, поставить его в учебные процессы школ и вузов, как завоевать интерес в детской и молодежной аудитории? Поставить фильм в учебный процесс непросто, существуют регламенты, учебное время и т.д. Учебные планы жёсткие, налицо противоречия между учебными планами образовательных заведений и реальными проблемами общества. Без соответствующих «утвержденных» кинопрограмм, школа (педагог) берут на себя риск возможного несоответствия тематики, содержания фильма… Вобщем, нужны бюрократические правила использования кино в учебном процессе, а их пока нет. Многие кинематографисты и чиновники от образования считают, что идея превращения документального кино в нечто стоящее и интересное для всего общества – это утопия, что этого не может быть никогда. Прокат (показ) документального кино развивается очень медленно, но и при этом не затрагивает площадки школ и вузов. Участники конференции считают, что документальное кино – это уникальный ресурс для системы образования. По многим причинам, главная из которых – визуализация мышления человека вообще, — принципиальна, глобальна. Известный режиссер – документалист П. Печенкин считает, что «… вербальная культура постепенно отступает, я не имею в виду, что она становится менее актуальной, менее важной, но она отступает и человек всё больше общается с экраном и визуальными образами, мышление постепенно изменяется. Невербальные образы становятся неразрывной частью и самой системы мышления, как восприятия, так представления, понятия – это тоже сложный вопрос, который у нас никак не освещается …»
Проблема еще и в том, что кинообразование, использование кино в системе образования, невозможно без подготовленных педагогов — «… Документального кино никто не знает. И здесь мы упираемся в главную проблему: не знают не только документальное кино, учителя и преподаватели не знают кино вообще. Знают, как обыкновенные зрители. Но для включения кино в учебный процесс этого мало. В вузах нашей страны нет системы подготовки людей, знающих кино. ВГИКовцы, киноведы – они знают кино, но они не работают ни в школах, ни в университетах. Они не преподают историю кино, не обучают детей навыкам съёмки, как это обычно делается в системе медиаобразования. Одна из методик, например, – это учить детей снимать кино, это игровая манера, очень легко и с азартом воспринимаемая детьми и студентами, но в вузах ее нет по причине отсутствия преподавателей. Например, в Перми существуют люди, которые в вузах начали преподавать историю кино, не имея специального киношного образования. Но благодаря тому, что они очень много смотрят фильмов, очень много читают на эту тему, «Пермская синематека» обеспечена лекторами. Фактически можно было бы «вбросить» кино в образовательный процесс, но вы попробуйте оценить эту проблему с точки зрения авторского права. В нашей стране не существует такого понятия, как образовательный прокат. У нас не существует системы легитимного обращения прав на документальное кино …» — считает П. Печенкин.
В системе образования отсутствует государственный стандарт предмета и педагога медиаобразования. Участники конференции выступили с предложением об организации интернет-портала неигрового и просветительского кино, о создании фонда или синиматеки документального кино в Самаре и в других крупных городах России, куда государство в обязательном порядке должно направлять копии фильмов на цифровых носителях, выходивших на территории Российской Федерации. Доступность быстрого Интернета приведёт к тому, что документальное кино станет намного ближе к зрителю, позволит развиваться различным образовательным, просветительским методикам, технологиям на базе документального кино. Документальное кино — это же не только различные фестивали, не только кино о человеке, но и гораздо более широкий спектр учебных, познавательных фильмов… При Советской власти существовали так называемые киновидеообъединения, В Перми, например, есть хранилище – во многих регионах их уже просто не стало, они уничтожены физически, а в крае ещё есть- и сейчас это собрание авторского права в виде копий фильмов — основа деятельности «Пермской синематеки». 12 000 плёночных копий. С правами без ограничения срока. Эти фильмы имеют право показывать на своей территории; там, где находится синематека. По этому принципу работает любая синематека в мире. Это место, где хранятся копии. На сайте можно заказать фильм, прийти и посмотреть… По подобию бытового видеопроката дисков для населения: можно прийти, заплатить деньги и взять кино для показа с образовательными целями в том числе. Таким образом, документальное кино откладывается на хранение заранее. Документальное кино работает неэффективно, оно сейчас как бы и не нужно. Но, как показывает опыт Перми и Самары, оно не только не нужно, оно крайне актуально. И является ресурсом образования. Нерешённость с правами на документальное кино – это главное препятствие. Документальное кино и телевидение имеют разное представление об одном и том же. Документальное кино на телевидении снимают для рейтинга. Документальные фильмы кинематографического качества не идут по телевидению. Телевидение считает, что это другой формат. Трагическое непонимание проблемы взаимоотношений кинематографа и телевидения.
В ряду предложений конференции ежегодный выпуск каталога, который поможет заинтересованным организациям и зрителям знакомиться с современным некоммерческим и фестивальным отечественным кино. В оперативном производстве Союзу кинематографистов России совместно с Ассоциацией документального кино и Министерством культуры рекомендовать разработать аннотированный список – «100 документальных фильмов». Одной из глобальных проблем в российской кинематографии является отсутствие учебного кинематографа в необходимом полномасштабном объеме. Предлагается возродить создание учебно-просветительских и научно-популярных фильмов при поддержке Министерства образования, отраслевых ведомств и министерств.
Ежегодно фестиваль, обладая прекрасными традициями, открывает зрителям новые фильмы духовно-нравственной тематики, талантливую, остроумную анимацию! Фестиваль поддерживает добрые начинания в кино, чтобы в будущем создавалось больше отечественных картин о детях и для детей, широчайшей тематики и в различных жанрах. Это одна из основных задач кинофорума – прививать вкус к талантливому кино.

Да, цель фестиваля – интеграция качественного детского кино в адресную среду, возрождение лучших традиций отечественной кинематографии для подростков и молодежи. Но такой правильно ориентированный конкурс чуть ли не единственный в нашей стране и вряд ли он один сможет кардинально изменить современный кинематографический процесс, который, во-многом навязан нам извне. Западная мораль и западные «ценности» чужды нам. Без серьезной, продуманной государственной программы, большой вопрос, кого мы вырастим на нынешней кинематографии или вовсе без нее? Как бы нам, не забыть простую истину, емко и точно сформулированную Сергеем Владимировичем Михалковым «Сегодня дети — завтра народ».
Фестиваль нужно продолжать и делать его еще более насыщенным и продолжительным. Хочется, чтобы сеансов было больше, и многие самарцы и в дальнейшем смогли прикоснуться к миру кино, которое не может оставить равнодушным ни одного зрителя, особенно, когда смотришь анимационные фильмы, снятые детьми, ведь каждый из нас невольно становится ребёнком, когда смотрит эти замечательные работы. Фестиваль должен жить долгие, долгие годы…

Алексей Малечкин

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий